00:00:00
 

 

 Ваше мнение
Уважаемые родители!
Просим вас принять участие
в опросе по 
Оценке качества предоставления
 услуг образования в МБОУ СОШ №32
дошкольного уровня.
Нам важно мнение каждого респондента.

 Важные ссылки










 География гостей

Форум



Форум  →   Развиваем речь  →  Речевой этикет ребенка




Добавлено: Речевой этикет ребенка22.09.19 07:33:41 #1

Рудина Светлана Вячеславовна (Гость)

Обратиться по имени

«Речевой этикет ребенка»


Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную речь, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А.С.Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, кода с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газеты - все это для ребенка имеет большое значение».

Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода, бранные, тем более нецензурные слова.

Понаблюдайте, как разговаривают между собой дошкольники во дворе, в детском саду, на игровой площадке.

Вы без труда заметите таких, кто не говорит, а кричит, безусловно подражая кому-то из взрослого окружения.

А часто ли вы обращаетесь к своему дитяти не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете свое родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости?

Среди детей (не только дошкольного возраста) распространено употребление имен собственных в пренебрежительный форме: Колька, Анька, Ленка и т.п. этим они отнюдь не обязательно выражают соответствующие данной языковой форме отношения. Но тому, кого так называют, это может быть (и справедливо) неприятно и даже обидно. А ведь мы зачастую сами подаем ребенку пример такого обращения.

Нередко родители любовно называют своего сынишку или дочку не иначе как Вовка, Катька.

Ребенок конечно не обижается, так как уверен в их любви. Но этим притупляется свойственное дошкольникам обостренное чувство языка.

Да и пример для подражания ребенок получает не из лучших.

Выражения «доброе утро» и «спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета ребенка, как и слова « здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с зыбкой.

Ведь мимика и интонация имеют порой не меньший смысл, чем само содержание высказывания. Так сердито произнесенное приветствие может быть воспринято как выражение неприязни.

Неплохо приучать ребенка здороваться при посещении почты, обувной мастерской или каких-то учреждений службы быта, если з ы туда заходите с ним. А поступаете ли вы так сами?

Слова - приветствия настраивают обе стороны на дружелюбный лад.

Такие слова, как «здорово», «чао», «здрасте», «будь» и т.п., которые так распространены теперь среди подростков, молодых людей, могут поникнуть и в лексикон дошкольников. Учить ребенка подобным словам вы, конечно, не станете, но уж, коль скоро он их перенял, объясните, что эти выражения применимы только в отношениях со сверстниками, но не со взрослыми.

Приучите ребенка, когда ему понадобится вещь, принадлежащая другому члену семьи, товарищу, спрашивать разрешение. Например:»Мама, разреши взять твою косынку?», Таня, можно взять твой карандаш?» и т.п. Спрашивая разрешение, ребенок тем самым выражает уважение к правам другого человека, І вежливая форма почти гарантирует успех.

«Волшебное слово» - это меткое выражение хорошо известно нашим детям. Но все ли им пользуются? Напоминайте вашему ребенку, чтобы он не забывал о «волшебной силе» слова пожалуйста», обращаясь с той или иной просьбой к взрослым или сверстникам.

Но есть еще и слово «спасибо», которое ребенок может усвоить уже к двум годам.

«ТЫ» или «ВЫ».

Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с четырех лет уже должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству кроме родителей, бабушки, дедушки - самых близких родных.

В русской классической литературе можно встретить обращение к родителям на «вы». Эта устаревшая форма почти не встречается в наше время; современной семье больше соответствует обращение членов семьи друг к другу на «ты». Бабушку и дедушку, особенно если они живут в отдаленной местности и редко встречаются с внуками, случается, называют и на «вы». Все зависит от желания старшего поколения.

Стоит задуматься и над тем, что в некоторых семьях «мамка», «папка» - обычное обращение. В литературном отношении правильнее, если дети называют родителей «мама», «папа», не избегая, конечно, и ласкательных форм: «мамочка», «папочка».

А родителей своих родителей с точки зрения речевого этикета предпочтительнее называть «бабушка», «дедушка», «бабуся», «дедуся» или «баба», «дед».

Уже говорилось о значении примера родителей в овладении ребенком правилам речевого поведения. Однако и взрослые не всегда знают, какие выражения, обращения наиболее уместны в тех или иных случаях. Вот, например, широко распространенные в последнее время обращения к незнакомому человеку по признаку пола режут ухо многим из нас. Как часто мы слышим: «Женщина, вы уронили перчатку», «Мужчина, передайте, пожалуйста, на билет» и т.п.

Таким образом заполняется образовавшийся вакуум: ведь распространенные после революции обращения «товарищ», «гражданин», «гражданка» во многих ситуациях звучат слишком официально и не всегда применимы, если в контакт вступают люди разного возраста. (К счастью, в последнее время стали употреблять слова «сударь», «сударыня», «господа»...Но эти слова еще с трудом входят в наш лексикон.) неэтичность такого рода обращений становится особенно очевидной, когда мы слышим их из уст ребенка: «Женщина, вы последняя?». А ведь дети дошкольного возраста в этом отношении находятся в выигрышном положении: вполне уместно, если они обратятся со словами «тетя» и «дядя».

Можно посоветовать ребенку использовать такие выражения: «Скажите, пожалуйста» или «Извините, пожалуйста» - и затем изложить свою просьбу или вопрос.

Речь некоторых детей изобилует разного рода оскорбительными кличками, конечно же не или выдуманными.

Если в семье ребенок то и дело слышит «растяпа», «дурень», «разгильдяй», «негодник», эти слова прочно входят в его собственный лексикон и никак не украшают ни его речь, ни отношения с тему, кому адресуются. Если вы считаете нужным сделать ребенку замечание, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не выговаривайте ему на людях. Лучше это сделать, оставшись наедине с ним.

Создать новую тему Ответить


Новое сообщение

Предварительный просмотр
 
 
Имя*:
* Поля обязательные к заполнению

Всего тем: 397
Всего сообщений: 413
Всего зарегистрированных пользователей: 1
Последний зарегистрированный пользователь: Administrator

 Версия для слабовидящих


Увеличить шрифтУменьшить шрифт 
 Поиск
 Вакансии
свободных вакансий
нет
/июнь/
 Гостевая книга
 Облако тегов

Для красивого отображения Облака
необходим
Adobe Flash Player 9
или выше
Скачать Adobe Flash Player

 Администратор
Карсакова Елена

 korsak0109
 364918616
 

Последнее обновление
сайта
   года
 




                                                                                        
 сайт дошкольного звена МБОУ СОШ №32
456783, Челябинская обл, г.Озерск, пр-кт Победы, 47-А  [Карта проезда]
Контактный телефон 8(35130) 65911, факс 8(35130) 67925 
  Е-mail: dsstch@ozersk.com  
 Карточка учреждения
 
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS