00:00:00
 

 

 Ваше мнение
Уважаемые родители!
Просим вас принять участие
в опросе по 
Оценке качества предоставления
 услуг образования в МБОУ СОШ №32
дошкольного уровня.
Нам важно мнение каждого респондента.

 Важные ссылки










 География гостей

Форум



Форум  →   Страничка психолога  →  Речевой этикет – залог успешного общения




Добавлено: Речевой этикет – залог успешного общения27.12.20 09:07:55 #1

Синюкова Елена Васильевна (Гость)

Обратиться по имени

Речевой этикет – залог успешного общения


Важная роль в жизни человека отводится общению с людьми, в частности коммуникативному общению. Поэтому умение правильно говорить становится одним из «секретов» мастерства человека. Речевой этикет предписывает некоторые правила, следуя которым, включенные в процесс общения люди, чувствуют себя комфортно.

Речевой этикет – это совокупность правил речевого поведения людей, определяемых взаимоотношениями говорящих и отражающих вежливые отношения между людьми.

Речевой этикет подразделяют на этикет устного общения и этикет письменного общения. Этикет устного общения включает формулы вежливости и правила ведения разговора, этикет письменного общения – формулы вежливости и правила ведения переписки.

Можно выделить некоторые признаки речевого этикета, отличающие его от других видов общения. Совокупность этих признаков позволяет сказать, что данный вид общения относится к речевому этикету. Эти признаки таковы:

1. Ситуативность. Речевой этикет выражает определенное отношение говорящего к его собеседнику только в конкретной ситуации, в момент общения, в данном месте общения. Изменение какого-либо из названных параметров требует и изменения используемых этикетных формул. Можно сказать, что для каждой ситуации общения существует свой речевой этикет.

2. Регулятивность. Речевой этикет регулирует отношения между людьми, участвующими в общении. Он распределяет коммуникативные роли, устанавливает статус собеседников и определяет тональность общения.

3. Согласованность. Речевой этикет предполагает, что этикетные нормы выполняются согласованно всеми участниками общения, что в этикетной ситуации должен состояться обмен этикетной информацией.

4. Наличие коммуникативной рамки. Известный исследователь этикета В.Е.Гольдин указывает на наличие обязательных

элементов, организующих акт этикетного общения в тех или иных ситуациях. Например, приветствие или прощание. Этикетные речевые акты предполагают стандартное начало и стандартное завершение.

Речевой этикет в общении с людьми выполняет ряд важных функций.

Установление контакта между людьми. Речевой этикет позволяет привлечь внимание собеседника, побудить его к вступлению в контакт, осуществить знакомство с собеседником.

Поддержание контакта между людьми. Эта функция осуществляется в форме светского общения. Собеседник может провести за беседой определенное время, необходимое, чтобы поддержать отношения., узнать друг о друге некоторые сведения и т.д.

Демонстрация вежливого, уважительного отношения к собеседнику. Значительная часть речевого этикета обслуживает именно эту функцию - формы обращения, извинения, благодарности, выражения сочувствия, просьбы, приветствия и др. Демонстрация позитивного отношения к собеседнику – универсальная черта речевого этикета.

Регуляция поведения людей в обществе. Соблюдение норм и правил речевого этикета делает поведение людей в процессе общения предсказуемым, понятным для окружающих, соблюдение правил речевого этикета проясняет социальную роль того или иного участника общения – показывает говорящим с кем они имеют дело, что дает возможность определить, как они должны действовать в данной ситуации.

Профилактика конфликтов. Как писал американский писатель XIX века Г.Торо, этикет не дает нам право вступать в бой. Соблюдение правил этикета (демонстрация уважительного отношения к собеседнику, своевременное извинение) предотвращает возможные конфликты. С этикетно ведущим себя человеком никто не будет вступать в конфликт. Кстати, переход с неформального уровня общения на этикетный очень заметен для собеседника, является для него сигналом изменения к нему

отношения, и, как правило, способствует погашению конфликта в отношениях. Никогда не надо разрывать этикетное общение. Необходимо сохранять этикетный уровень общения со всеми, и это будет способствовать профилактике конфликтов.

Поддержание этикетного общения со всеми без исключения членами коллектива – важнейшее условие нормальных человеческих отношений, надежное средство профилактики конфликтов. Соблюдение норм речевого этикета является также средством речевого воздействия на собеседника.

Как писал великий Сервантес, «ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Этикетное поведение человека в общении наделяет его в мнении окружающих целым рядом положительных качеств, что, в свою очередь, облегчает данному человеку речевое воздействие на его окружение. В чем это проявляется? Человека, соблюдающего нормы речевого этикета в обществе замечают и выделяют из окружающих, его охотнее слушают, проявляют большее внимание к нему, как к личности, а также к тому, что он говорит.

Носителя этикетной культурной речи общество воспринимает как носителя положительных личностных качеств. Культурная этикетная речь вызывает доверие к ее содержанию. Подобное восприятие правильной, культурной, красивой речи – это коммуникативно-психологический факт.

Все это свидетельствует о том, что носитель этикетных норм общения обладает большей воздействующей силой на собеседников, нежели лицо, не владеющее этикетными нормами и правилами общения.

Создать новую тему Ответить


Новое сообщение

Предварительный просмотр
 
 
Имя*:
* Поля обязательные к заполнению

Всего тем: 588
Всего сообщений: 604
Всего зарегистрированных пользователей: 1
Последний зарегистрированный пользователь: Administrator

 Версия для слабовидящих


Увеличить шрифтУменьшить шрифт 
 Поиск
 Вакансии
свободных вакансий
нет
/март/
 Гостевая книга
 Облако тегов

Для красивого отображения Облака
необходим
Adobe Flash Player 9
или выше
Скачать Adobe Flash Player

 Администратор
Карсакова Елена

 korsak0109
 364918616
 

Последнее обновление
сайта
   года
 




                                                                                        
 сайт дошкольного звена МБОУ СОШ №32
456783, Челябинская обл, г.Озерск, пр-кт Победы, 47-А  [Карта проезда]
Контактный телефон 8(35130) 65911, факс 8(35130) 67925 
  Е-mail: dsstch@ozersk.com  
 Карточка учреждения
 
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS