00:00:00
 

 

 Ваше мнение
Уважаемые родители!
Просим вас принять участие
в опросе по 
Оценке качества предоставления
 услуг образования в МБОУ СОШ №32
дошкольного уровня.
Нам важно мнение каждого респондента.

 Важные ссылки










 География гостей

Форум



Форум  →   Страничка психолога  →  Задания на развитие наглядно-образного мышления




Добавлено: Задания на развитие наглядно-образного мышления03.06.20 06:43:29 #1

Синюкова Елена Васильевна (Гость)

Обратиться по имени

Задания на развитие наглядно-образного мышления


Психологи считают, что умение правильно понимать и объяснять скрытый смысл пословиц и поговорок говорит о высоком уровне развития интеллекта ребенка. Основная методическая сложность кроется в их иносказательном характере, в их скрытом смысле, который можно толковать по-разному. Во многих случаях их текст не соответствует многосказательному смыслу. Отсюда и сложность: не только пояснить детям смысл пословицы, сколько донести суть многословия, скрытый смысл. Однако трудности эти решаемы, если у детей развито умение абстрагироваться и переносить «смысловые содержания» на разные жизненные ситуации.

Как мы знаем ведущий вид мышления у детей старшего дошкольного возраста – наглядно-образный. Это означает, чтобы понять смысл пословицы или поговорки, ребенку необходим определенный иллюстрирующий видеоряд. Традиционные беседы о смысле пословиц и поговорок не дадут ожидаемого результата, поскольку ведущий вид восприятия в этом возрасте – визуальный. Для усвоения смысла необходима образная информация, подкрепляющая информацию вербальную (речевую). Можно использовать весьма действенную методику: прочитав текст, ребенку предлагают несколько рисунков, содержание которых соответствует или не соответствует смыслу пословиц. Например, пословице «Всякая дорога вдвоем веселее». Прямой смысл говорит о движении, а внутренний смысл кроется в том, что вдвоем любое дело выполнять сподручнее, веселее. Именно в побуждении к обсуждению внутреннего смысла пословицы и сюжета рисунка и заключается роль взрослого.

Задание первое

Пословица «Молодец против овец, а против молодца и сам овца»

Обсудите смысл пословицы. Попросите объяснить суть, опираясь на рисунки.

Этапы работы

1. До чтения пословицы рассмотрите с детьми рисунки, обсудите смысл каждого. На первом рисунке большой мальчик обижает малыша. Он отнял у него игрушку. Слезы малыша вызывают смех у большого мальчика. Хорошо ли он поступает? (Ответы.) На втором рисунке взрослый (может быть папа малыша) строго разговаривает с обидчиком. Теперь он уже не такой веселый и храбрый: опустил голову и не решается возражать.

2. Предложите детям из представленных персонажей выбрать для себя роль: на месте кого им хотелось бы быть? Почему?

3. Прочтите пословицу и предложите соотнести содержание с рисунками: действительно ли рисунки иллюстрируют пословицу? Ведь речь идет об овцах, а на рисунке люди. Возможно, придется пояснить: овца очень робкое и пугливое животное, себя защищать не умеет. Следовательно,

пословица говорит вовсе не о том, кто храбр и силен, а о том, кто слабых обижает, а перед более сильными отступает.

Задание второе

Прочитайте пословицу: «Не за свое дело не берись, а за своим не ленись». Предложите рассмотреть рисунки и сказать, как они связаны с пословицей.

Этапы работы

® Рассмотрите с детьми рисунки (внизу), обсудите смысл каждого.

® Предложите выбрать ситуацию, в которой они сочли бы свое участие разумным и целесообразным: копать яму? принести саженец? поливать? помогать закапывать корни небольшой лопаткой? придерживать саженец, пока дедушка закапывает корни?

® Прочитайте пословицу и предложите соотнести ее содержание с рисунком.

® Предложите детям самостоятельно придумать ситуации, в которых они могли бы оказать посильную помощь и самостоятельную помощь: помыть тарелку? подмести? покормить домашних животных? погулять с собакой? и т. п.

Задание третье

Прочтите детям поговорку «От маленькой искорки большой костер бывает» обсудите ее смысл. Предложите рассмотреть рисунки и сказать: иллюстрируют ли они смысл поговорки?

Этапы работы

Рассмотрите с детьми рисунки, обсудите смысл каждого. (они отражают прямой смысл пословицы, но тем не менее в них содержится и более глубокий, скрытый смысл. Старшим дошкольникам трудно его объяснить. Поэтому можно ограничиться «бытовой пользой» содержания пословицы с точки зрения безопасности жизнедеятельности.)

Предложите установить связь между рисунками: как вы думаете, живет ли в этом доме мальчик? что могло послужить причиной пожара? Связан ли этот факт с игрой мальчика со спичками?

Прочтите пословицу и предложите соотнести ее содержание с рисунками.

Задание четвертое

Прочтите детям поговорку «Трус и тени своей боится» и обсудите ее смысл. Предложите, рассмотреть рисунки и сказать иллюстрируют ли они смысл поговорки?

Этапы работы

Ø Рассмотрите с детьми рисунки, обсудите смысл и сюжет каждого.

Ø Предложите, подумав сказать, как они повели бы себя в подобных ситуациях? Случались ли такие ситуации, когда, испугавшись чего-то, потом понимали, что на самом деле было вовсе не страшно?

Ø Прочтите пословицу и предложите соотнести ее содержание с рисунками, подумать, кому из героев более подходит определение: «Трус, который тени своей боится».

Задание пятое

Прочтите детям поговорку «Если человека не знаешь, посмотри на его друга», обсудите ее смысл. Предложите рассмотреть рисунки и сказать, кого можно выбрать в друзья. Почему?

Этапы работы

Рассмотрите с детьми рисунки, обсудите смысл каждого.

Предложите, подумав, сказать в какой ситуации они могут себя представить?

Прочтите поговорку и предложите соотнести ее содержание с рисунками.

Подводя итог, отметим: предложенные задания не только активно развивают интеллектуальную функцию речи, но и формируют мышление, умение оценивать ситуацию критически, развивают внутренний план действий, понимание причинно-следственных связей. Кроме того, способствуют развитию логического мышления, воображения, памяти, внимания.

Создать новую тему Ответить


Новое сообщение

Предварительный просмотр
 
 
Имя*:
* Поля обязательные к заполнению

Всего тем: 397
Всего сообщений: 413
Всего зарегистрированных пользователей: 1
Последний зарегистрированный пользователь: Administrator

 Версия для слабовидящих


Увеличить шрифтУменьшить шрифт 
 Поиск
 Вакансии
свободных вакансий
нет
/июнь/
 Гостевая книга
 Облако тегов

Для красивого отображения Облака
необходим
Adobe Flash Player 9
или выше
Скачать Adobe Flash Player

 Администратор
Карсакова Елена

 korsak0109
 364918616
 

Последнее обновление
сайта
   года
 




                                                                                        
 сайт дошкольного звена МБОУ СОШ №32
456783, Челябинская обл, г.Озерск, пр-кт Победы, 47-А  [Карта проезда]
Контактный телефон 8(35130) 65911, факс 8(35130) 67925 
  Е-mail: dsstch@ozersk.com  
 Карточка учреждения
 
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS